Ирвинг Фишер говорил, что люди не умеют рационально оценивать будущее, потому что им очень часто либо не хватает воображения, либо они слишком боятся смерти, либо то и другое вместе.
По ассоциации с недавними
разговорами в журнале Михаила Бару о хайку и литературе вообще пришла в голову такая мысль:
Классическое японское хайку, особенно его буддийская часть, направлена на то, чтобы избавляться от иллюзий и спокойно воспринимать возможность смерти. С другой стороны, хорошая литература дает нам возможность создавать иллюзии и развивать воображение. Соответственно, люди, воспитанные на литературе, могут не воспринимать классическое хайку, а люди, воспитанные на хайку, могут не воспринимать литературу, потому что обычно эти жанры ведут нас в противоположные стороны.
Создать иллюзию нужно много слов, а напомнить о смерти - мало. Т.е. создание "литературного" хайку - гораздо более сложная задача, чем создание традиционного хайку. Но тут есть одна вариация, когда вместо напоминания о смерти в хайку дается ощущение ценности и мимолетности жизни, ее постоянного возрождения. Наверное, в этом направлении можно искать "литературное" хайку.
Например, вот два хайку Ника Верджилио (
взятых подряд из википедии):
lily:
out of the water
out of itself
bass
picking bugs
off the moon
Первое хорошее, а второе - картинка ни о чем.
Я бы даже сказал, что хайку Златы Фельдман, которое Миша приводит в свое
статье, написано по каноном японской классики:
со вчерашним дождем
разминулись
срезанные цветы
---
Темы связанные с бесконечно большим (небо) или бесконечно малым (мгновение) меня не совсем интересуют, потому что механизм их работы и так психологически понятен.